Жаркие споры о голой груди

Источник: Библиотека Конгресса, США

Источник: Библиотека Конгресса, США

Тема груди мало кого может оставить равнодушным — это в равной мере относится и к мужчинам, и к женщинам. Сегодня я расскажу вам об интересном факте корейской истории, который до сих пор вызывает жаркие споры в определенных кругах.

В прошлый раз я вам поведала о женском варианте корейской традиционной одежды ханбока и упоминала о том, что в эпоху правления династии Чосон (в данном случае речь идет о XVIII веке) жакеты-чогори укоротились до минимума, да так что стала видна женская грудь. Некоторые источники утверждают, что представительницы высшего общества по этой причине стали носить нижнее белье в виде широких поясов на груди и в их случае весь эротизм заключался в том, что этот пояс призывно выглядывал из-под короткого чогори, а вот женщины низкого происхождения носили чогори на голое тело и вся грудь их была выставлена на показ, что облегчало занятым женщинам кормление и давало знать окружающим, что данная женщина выполнила свой основной долг и родила семье сына.

В начале XX века, если верить Википедии (английской, потому что в русской версии указано, что движение за удлинение чогори началось в начале XIX века; а в моей детской корейской книжке про ханбок тему голой груди вообще даже не поднимают), общество начинает удлинять чогори, однако вплоть до середины XX века женщины в бедных селениях не стеснялись демонстрировать свою грудь.

Кто же спорит спросите вы? А главное о чем? Так вот в сети ходит множество фотографий начала XX века корейских женщин с обнаженной грудью. Некоторые корейцы глубоко возмущены инсинуациями (по их версии) на тему оголения груди у целомудренных корейских женщин и видят в этом пропаганду японских оккупантов, которые использовали эти картинки, чтоб доказать невысокий уровень развития корейского общества того времени и соответственно легитимность своего нахождения на корейской земле для просвещения варваров. В этой точке зрения можно увидеть крупицы разумного, однако существует достаточно косвенных подтверждений того, что все-таки кореянки низших слоев общества спокойно относились к оголенности своей груди и это было обычным явлением в обществе как до, так и после японской оккупации.

Итак, по порядку.

Кто-нибудь знает знаменитого корейского художника Син Юн Бока (신윤복, 1758-…)? И не менее знаменитую его картину «Сценка на празднике Дано» (у меня даже флешка есть с девицей с качелей)? Нас в этой картине, правда, интересуют не качели, а женщина в правом нижнем углу. Присмотритесь повнимательнее.

Син Юн Бок

Син Юн Бок

А вот что пишет в своих путевых заметках про путешествие по Корее в 1898г. российский инженер и писатель  Н.Г. Гарин-Михайловский:

Помощник С. П. даже собственник в Корее: имеет домик там и десятину земли. За дом и эту десятину заплатил четырнадцать рублей на наши деньги, что составляет шесть тысяч пятьсот корейских кеш (около 76 коп.),  

— Зачем вам этот дом и земля?  

— Да ведь человек я холостой: так ухаживать за корейками неудобно, а так выходишь вроде своего.  

— Корейские женщины красивы?  

— Есть очень красивые: высокие, стройные… Плечи и грудь обнаженные, снизу только что-то вроде корсета… Иная идет с реки, поддерживает на голове кувшин руками — просто, хоть царапайся, так хороша…

И напоследок несколько фотографий из американского архива времен Корейской войны (1950-53гг.)

Источник: Center for Korean Studies Digital Archive, University of Hawaii, 1951

Источник: Center for Korean Studies Digital Archive, University of Hawaii, 1951

Понятное дело, что идет война и, наверное, голая грудь не сама большая проблема этих женщин, одна то, как спокойно они кормят детей, не укрываясь от камеры; фасон чогори на нижней фотографии, по-моему, подтверждают приемлемость в тогдашнем обществе подобной наготы.

Источник: Center for Korean Studies Digital Archive, University of Hawaii, 1951

Источник: Center for Korean Studies Digital Archive, University of Hawaii, 1951

Сама я, честно говоря, не помню, когда именно узнала о мини-чогори, но так как я лично не вижу в женской груди ничего предосудительного и не соотношу оголенность женского тела с развитием общества (иначе что можно сказать о современной России особенно жарким летом :), я как-то совершенно спокойно приняла этот факт из истории Кореи.

Я кому-нибудь открыла глаза на темное голое прошлое Кореи? Что вы по этому поводу думаете? Было или нет?

Подписывайтесь на обновления, я еще не то расскажу :)

Обсуждение: 12 комментариев
  1. Yara:

    фотка 1951 года мне очень напоминает иллюстрации в книжке про бедную африку :(
    ханбок по-моему очень странный, сколько фильмов посмотрела, а все равно он какой-то нелогичный и ни на что не похожий…

    Ответить
  2. Дарья Дарья:

    ну, в 1951г. жизнь в Корее, подозреваю, была не слаще, чем в Африке :(
    так вот удивительное дело, что он на наш сарафан похож :)

    Ответить
    1. Yara:

      ну жилеточка-то явно родственница японской рубахе, а вот юбка полусолнце в общем-то по понятным причинам — это самая простая из всех возможных выкроек, наш сарафан по тому же принципу скроен — как можно проще! вершина портновского мастерства — вытачки — остались и им, и нам недоступны :Р я про то, что ханбок странный, исходя из внешнего вида китайской и японской одежды говорю, корея же все время испытывала влияние и тех, и других.

      Ответить
      1. Дарья Дарья:

        Ты еще про Монголию забыла, оттуда экспорт невест на королевский двор, вроде бы. А где женщины, там и платья, при этом влияние шло в обе стороны :)
        ханбок, если верить моему пониманию детской корейской книжке про национальную одежду, древнее китайско-японского влияния, так что это что-то реально внутреннее и свое.

        Ответить
        1. Yara:

          https://www.google.com/search?q=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4&client=firefox-a&hs=7Km&rls=org.mozilla:en-US:official&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=PSaaUfaiBKbP4QTR_YHwCw&ved=0CC0QsAQ&biw=1280&bih=908 монгольский наряд очень китаем попахивает!
          по поводу своего внутреннего — я тебя умоляю, не будь жертвой пропаганды корейской, они такие же самостоятельные исторически как некоторые небольшие приграничные России государства (не будем показывать пальцем)…

          Ответить
          1. Дарья Дарья:

            не могу не быть жертвой :) они как-то незаметно прокрадываются в сознание и утверждают, что все придумали в Корее и в Корее все самое лучшее :)))

            Ответить
  3. Yara:

    ха-ха! глубина допустимых комментариев не позволяет мне тебе ответить))) и вообще мы от голой груди как-то в дискуссии отвлеклись — не порядок!

    Ответить
  4. viz:

    По поводу пропаганды корейской соглашусь. Они до 13 века сами себя прессовали, а с 13 начиная их прессовали все кто только мог. Особе не углублялся в историю, но даже если пробежать по верхам, складывается впечатление, что современное видение корейской истории написано одномоментно. Слишком все стройно. И продолжает писаться и вылизываться.

    Тот же ханбок довольно сильно изменился даже за последние 3-5 лет на мой профанский взгляд. Дамы который хоть что-то понимаю в шитье думаю смогут сказать в чем именно и как изменился. Но то что я вижу в кореском масс-медиа 3-5 давности — фактически две разноцветные тряпки в виде буквы Т сшитые вместе. А то что мелькает сейчас явно модерн.

    В любом случае все это не имеет значения. История продажная девка. И если у корейского общества и правительства хватит воли, средств и сил для того чтобы убедить всех, в том числе и самих себя в том, чтобы все было именно так. То остается за них только порадоваться.

    ЗЫ. Картника забавная. И сама картинка и сцена есть в «Художник, что рисует ветер» или как-то так.

    Ответить
  5. viz:

    바람의 화원

    Ответить
  6. Надо будет у знакомых корейцев спросить, что они думают об этом. На самом деле всегда интересно узнавать мнение общественности о каких-то мировых делах или о делах страны. Тут хоть и не такое важное дело, но чувствую что мнения будут очень сильно разделяться, а споры будут очень горячими..

    Ответить
  7. Пират Марина:

    Статья открыла новую информацию. Об этом раньше не слышала. Да и в дорамах вряд ли будут воспроизводить это. Отношусь в общем-то нейтрально. Японцы как бы сами многое что под юката и кимоно не надевают. А если оголение является признаком не развитого общества, то можно сказать современная культура массовая находится на совсем запущенной стадии деградации.

    Ответить
    1. Ох, вы затронули современную культуру, и да.. Когда после Кореи я вернулась в Россию, я ощутила всю эту «культуру». Иногда хочется закрыть глаза и не видеть всего того, что творится на улице.. :(

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Архивы